Темные силы зла не любят, когда их обличают, особенно публично! Актеры - народ суеверный, давно подметили, что с чертовщиной связываться опасно - начинаются неприятности и болезни, а в творческий процесс вмешиваются неожиданные обстоятельства, мешающие воплощению задуманного. Так было с экранизацией булгаковского романа «Мастер и Маргарита», месть темных сил испытала на себе актриса Наталья Варлей, сыгравшая ведьму во время съёмок фильма «Вий». Творческий коллектив БДТ, не побоявшись мистических предрассудков, решил внести свой вклад в копилку борьбы со злом.
ПАННОЧКА ПОМЭРЛА, НО…
Пьеса «Панночка», написанная в 1985 году новосибирским драматургом Ниной Садур по гоголевскому «Вию», подразумевает нечто большее, чем театрализованный триллер. Это демонстрация того, что может сделать «маленький» человек в противостоянии с силами Тьмы. У режиссера БДТ Леонида Алексеева даже были опасения: получится ли воплотить «Панночку» на сцене при крохотном постановочном бюджете, а главное, смогут ли донести актеры до зрителя философию, заложенную в основу спектакля? Тревоги режиссера оказались напрасными - актеры справились со своей задачей, их игра и диалоги достигли цели: зрители уходили со спектакля под глубоким впечатлением. Особенно запомнилась режиссеру встреча со зрительницей, которая оказался на спектакле впервые в жизни. Театральная дебютантка, поделившись с ним личными впечатлением, точно описала суть, которую Леонид Алексеев хотел донести до публики. Эта не предвзятая рецензия стала самой дорогой оценкой работы коллектива.
- Финал спектакля получился очень сильным, - комментирует Леонид Алексеевич. - Хома Брут погиб. На затемненной сцене зажигается свеча - символ жизни, а на небосклоне загораются две звезды - его и отвоеванная им у темных сил душа панночки. Эти звезды двигаются вверх по млечному пути, на встречу с Создателем…
Надо сказать, что тринадцатый сезон для театра начинался в сложных условиях. Постановка «Панночки» осуществлялась только за счет собственных средств БДТ. В связи с этим часто вспоминаются слова великого Олега Ефремова: «Какое нужно мужество, чтобы преодолеть собственную ненужность!». Невольно задумываешься: для кого весь этот героизм? Для самих себя? Сейчас повсеместно ставятся откровенно развлекательные пьесы, рассчитанные на массовую аудиторию, чтобы зритель, получив свою порцию положительных эмоций, покинул зал не отягощенный раздумьями. Только этого мало! Театр должен давать зрителю возможность соприкоснуться с древнейшим искусством, которое во все времена давало стимул для духовного развития.
…МИСТИКА ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ!
Ведущий актер БДТ Олег Прядко дал свою оценку премьерному спектаклю.
- Гоголевский «Вий» для многих ассоциируется с одноименным фильмом, который стал первым из советских фильмов-ужасов. При его создании не ставились, какие-то социально-нравственные задачи. «Панночка» - это нечто другое, здесь эффект достигается не зрелищностью постановочных трюков, костюмов и декораций, а через диалоги, актерскую игру. По сути Хома Брут, которого я сыграл – это гоголевский «маленький» человек, никчемный, в чем-то жалкий, с недалеко идущими амбициями и интересами. Но этот персонаж нашел в себе силы бросить вызов Силам Зла и спасти заблудшую душу панночки. На мой взгляд, это один из самых сильных спектаклей нашего театра. Вот прочел маленькую заметку, написанную вашим коллегой из одного местного еженедельника, там главный упор делается на мистические события, которые происходили с актерами в период подготовки спектакля. Якобы на фотографиях, сделанных во время генеральной репетиции, появилась некая энергетическая сущность в виде белого растущего шарика. (На фотографиях действительно виден перемещающийся шарик, который после общения Олега Прядко с «ведьмой» многократно увеличился в размерах и завис возле главного героя. - Авт.). И это все, что можно было сказать о спектакле?!
- Ну, мистика всегда вызывает у людей повышенный интерес, это даже своего рода реклама спектаклю! Мне рассказывали, что Марина Адылова (сыгравшая панночку) хотела даже отказаться от роли, так как после репетиций с ней стали происходить всякого рода неприятности. У Дианы Роговой (роль светлой половины панночки) пропал голос и поднялась температура под сорок! Но как только ее мама прочла молитву, все симптомы исчезли в течение 30-ти минут… К тому же кому приятно ложиться в гроб, пусть даже на сцене?!
- Да ничего ужасного в этом нет, мне за свою актерскую карьеру приходилось лежать в гробу в четырех спектаклях, как видите, все в порядке! (Улыбается). Хотя поначалу ощущения были не из приятных… Многие киноактеры наотрез отказываются это делать, поэтому подкладывают дублеров.
- Олег Борисович, а насколько, вам, актеру с большим стажем работы, было комфортно играть Хому, который по современным понятиям являлся студентом бурсы?
- Бурса в то время была своего рода социальным духовным заведением, куда приходили на учебу, как совсем молодые люди, так и весьма зрелые мужчины. Даже актер Леонид Куравлев, в «Вие» сыграл эту роль, когда ему было «хорошо за сорок». Так что в этом плане – все нормально.
«ЭНТУЗАЗИСТЫ»
Так со свойственным ей юмором директор театра Лариса Николаенко охарактеризовала работу своего коллектива.
- Мы уже год работаем без бюджета, постановочных средств нам просто не выделяют. Их отсутствие сказывается на осуществлении режиссерских задумок: все было бы гораздо эффектней, красочней, интересней! - констатирует Лариса Георгиевна. Выкручивались по принципу, голь на выдумки хитра: ездили в лес, рубили сухостой на плетни для декораций, сами срубили сруб для колодца, сколотили лавки, гроб для панночки и тот «нашенский» - самопальный!
- Спектакль ставился на собственные средства театра и в какую сумму это вылилось?
- 125 тысяч рублей. Самое дорогое это костюмы, каждая пара сапог, сшитая на заказ, стоит 10 тысяч рублей, ткань на пошив костюмов также влетела в копеечку... Нужно было «создать» звездное небо, остановились на гирляндах... Небо получилось, но недостаточно звездное (Смеется).
- Насколько я знаю, театр в соседнем Вольске не бедствует. А почему вы оказались в таком положении?
- Вольский театр имеет собственное помещение, поэтому финансируется из областного бюджета, так как мы не являемся собственниками, нам такие привилегии не положены. Местная власть театром не интересуется вовсе, чиновники сюда даже не заходят, хотя мы на каждый премьерный спектакль рассылаем пригласительные билеты. На моей памяти только Владимир Иванович Рогов будучи мэром, всегда приходил на премьеры с букетом цветов и оказывал необходимую помощь, когда к нему обращались. Жалко, что нынешние представители власти не театралы и вспоминают о театре лишь тогда, когда перечисляют культурные достоинства города Балакова. Хотя нет, мы же сейчас не город, а поселение!
|