Эксперты Второго театрального конкурса-фестиваля среди профессиональных и любительских коллективов «Территория культуры РосАТОМа» отсмотрели три представленных им в Балакове спектакля и по большому счету остались увиденным довольны.
Цель конкурса самая благая – поддержка театров в городах, где расположены атомные электростанции, а значит, поддержка их культуры. В Балакове театр, слава Богу, существует, причем театр профессиональный (помимо любительских коллективов). Его любят зрители, его успехи замечают критики, но на уровне городской администрации его творческая и бытовая жизнь почему-то совершенно игнорируется. Это прохладное отношение власти к «культурному центру города» стало заметно и московским критикам, прибывшим к нам, в Балаково, чтобы «журить» конкурсные спектакли – «Муха-Цокотуха» (детский музыкальный театр «Версия», худ. рук. Татьяна Мухаметшина), «Панночка» (БДТ, режиссер Леонид Алексеев) и «Не покидай меня…» (БДТ, режиссер Владимир Чернов). Театроведы Ирина Плотникова и Александр Смольяков были явно озадачены тем, что балаковские чиновники не проявили совершенно никакого интереса к фестивалю «Территория культуры РосАТОМа» . По их словам, только в Балакове они столкнулись с подобным безразличием…
Премьера одного из конкурсных спектаклей «Не покидай меня…» по «военной» пьесе Алексея Дударева состоялась год назад – в канун прошлогоднего Дня Победы. Уже тогда все, кто смотрел премьеру, поняли: это – успех. Успех актера Балаковского драматического театра Владимира Чернова, который стал режиссером. Тема войны была раскрыта им и теми актерами, которые сыграли у него (Олег Романовский, Александр Базаров, Алла Ткач, Диана Рогова, Екатерина Епифанова, Марианна Прядко) с щемящей сердце искренностью, с любовью к тем, кто воевал на той войне, и глубокой благодарностью им за их подвиг.
- Владимир Иванович, за прошедший год ваш спектакль отстоялся, как хорошее вино. Тема женщины на войне звучит пронзительно, заставляет зрителей то и дело вытирать слезы. Как вы считаете, идеал достигнут?
- Спектакль – это живой организм, это ребенок. Он растет, набивает шишки, болячки, получает «пятерки» и «двойки». На мой взгляд, поиск еще идет. И это хорошо. Если рост остановится – спектакль умрет, его надо будет снимать из репертуара. Честно сказать, сделать удалось не все, что задумывалось. Мы хотели, чтобы в начале и в конце спектакля зрители увидели на сцене музей военного времени, который потом как бы «оживает». Помимо закадрового текста должны быть слайды, военные фотографии. Но, к сожалению, рамки, в которые мы были поставлены, не позволили этого сделать.
- Откуда музыка, использованная в спектакле? Она очень точно передает настроение, крепко связывает сцены и благодаря ей все действие проходит на одном дыхании.
- Ее написал наш балаковский композитор Владимир Балаж. Ему действительно удалось одной темой решить весь спектакль.
- Вы замечательно сыграли роль полковника. Но раньше ее исполнял другой актер. Почему заменили?
- Александр Базаров уволился, поэтому эту роль пришлось играть мне. Хотя я считаю, что режиссер должен заниматься своим делом, а актер – своим.
- Как вы думаете, сколько еще лет тема Великой Отечественной войны будет оставаться популярной?
- Пока не кончатся войны. Пока люди не перестанут хоронить своих близких, павших от снарядов. Нашим актрисам, молоденьким девчонкам, сложно было почувствовать 1944 год. У меня, во всяком случае, отец воевал, я с детства впитал это тяжкое время. А у них такого опыта не было. Но, с другой стороны, мы и сейчас продолжаем жить в условиях, когда гремят взрывы и льется кровь. И сейчас люди теряют своих близких – отцов, братьев, матерей, сестер и даже детей. Эта тема вечна, к сожалению…
- Какие спектакли вы мечтали бы еще поставить в нашем театре?
- Мечтать, как говорят, не вредно. Но при тех условиях, которые мы имеем, воплотить мечты очень трудно. Театр живет только на то, что зарабатывает с билетов. О каких-либо хороших декорациях и костюмах, о каких-то технических «спецэффектах», которые уже давно доступны драматическим театрам в других городах, говорить не приходится. Мы вынуждены браться за самые малобюджетные спектакли, гнать премьеры одну за одной, чтобы хоть что-то заработать. Странно, что наши руководители, вниманием которых мы не обласканы, не понимают, что театр занимается нравственным воспитанием молодого поколения. Несет значимую для общества миссию. Однако нынешнее поколение живет в 21-м веке, а БДТ по своему техническому вооружению находится где-то в годах 60-х. Чтобы привлечь современную молодежь на спектакли надо соответствовать ее ожиданиям, ведь так? А у нас даже осветительной аппаратуры нет. Света катастрофически не хватает! Из-за этого многие сцены трудно решить сценографически. Когда-то у нас было 96 фонарей, а теперь осталось 13-ть! Пусть их будет хотя бы 46 – это минимум, без которого другие бы, наверное, вообще отказались работать. А мы работаем.
- И все-таки, когда мы увидим второй спектакль из-под вашей режиссерской руки?
- Надеюсь, в начале следующего сезона. Это будет детская сказка. Больше пока ничего не скажу – суеверный.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр Смольяков, театральный критик, театровед, кандидат искусствоведения, преподаватель Российской академии театрального искусства:
- У вас получился взволнованный, эмоциональный рассказ, который трогает зал до слез. Эмоциональная партитура выстроена очень точно. Конечно, в значительной степени тут помогает музыка. Очень интересно сделаны аранжировки, музыка придает всему действу нужный тон и нужный эмоциональный градус. Хорошо выдержан также баланс между бытом маленького женского подразделения и самими военными событиями. Единственный, на мой взгляд, недостаток спектакля – немножечко провисают дуэтные сцены. Когда на сцене девочки, и с ними взаимодействует их командир – здесь все очень точно выстроено, и зрительское внимание держится так, что нельзя оторвать глаз от сцены. А вот что касается дуэтных сцен между полковником и капитаном, и даже между капитаном и Алей, то в них есть ощущение некоторого темпового провиса. Может быть, надо просто выверить их по темпоритму. Это мелочи, о которых мы сейчас можем говорить потому, что в целом спектакль поставлен на очень хорошем, высоком уровне.
Я бы хотел также отметить простую и при этом эффектную сценографию. Благодаря тому, что москитная сетка правильно развешена и очень точно подсвечена – она дает и живописность, и определенную динамику. При том, что в спектакле довольно много быта, нет ощущения какой-то историко-бытовой драмы. Сама история получается абсолютно не бытовая – она получается общечеловеческая. Вам есть, что сказать своему зрителю. И это совсем не попытка сделать спектакль к юбилею Победы. Я вижу, что вас действительно волнует то, о чем вы показываете свой спектакль, и что готовы к самому серьезному разговору с залом.
ОТВЕТНОЕ СЛОВО
Алла Ткач, актриса БДТ:
- Большое спасибо за то, что подобные фестивали существуют, что мы имеем возможность показать то, что делаем, профессиональным критикам, а не только вариться в своей каше. Когда нас оценивают свежим взглядом – это очень важно. И всю критику нужно воспринимать только в плюсе – она говорит лишь о том, что в нас видят театр, профессиональный театр. И то, что у нас есть проблемы, – это тоже, я считаю, хорошо. А иначе мы не были бы живым организмом.
|