В Балаковском драматическом театре сейчас тишина и спокойствие. Все сотрудники находятся в отпусках. Впрочем, это не совсем так. На входе меня встретил вахтер, а в своем рабочем кабинете – директор театра Лариса Николаенко. Период относительного затишья – самое время поговорить о прошедшем сезоне и планах на будущий.
– Лариса Георгиевна, сказались ли кризисные явления на работе коллектива в прошедшем сезоне? – В определенной степени. Хотя я не устаю повторять, что у многих кризис в голове, а не на производстве. Проще всего сказать: «У нас кризис!». Как говорят, смерть всегда причину найдет. В прошедшем сезоне даже крупные предприятия выкупали у нас меньше билетов, меньше проводили праздничных мероприятий в театре. Это не лучшим образом сказалось на нашем финансовом положении.
Когда театр перешел в город, мне вручили бумаги по бюджету, я смотрела на эти цифры и ревела белугой. Аренда, налоги, зарплата – и все! Ни копейки на развитие! Что делать? Зарабатывать самим. Здесь тоже история. Документы на утверждение новых расценок на билеты мы отправили в январе, а утвердили их только в апреле. Практически четыре месяца мы работали по билетам за 50 рублей, подсчитали, сколько потеряли – прослезились!
– Значит, билеты на спектакли стали дороже. Не оттолкнет это зрителя? – Самый дорогой билет стоит всего 140 рублей, самый дешевый – 50, на детские спектакли столько же. А малыши до четырех лет и дети из малообеспеченных семей имеют право бесплатного просмотра.
Но давайте сравним эти цифры со стоимостью билетов в кино. Посещение театра обходится балаковцам в несколько раз дешевле. А здесь не пленку крутят, здесь каждый день проживают жизнь героев. Не зря актерский труд сравнивают с работой шахтера.
Балаковцы – народ театральный. Повышение цен на билеты не отразилось на посещаемости. Те, кто ходил в театр, продолжают ходить и внимательно следят за репертуаром. Посещение театра – это работа души.
– Давайте вернемся к прошедшему сезону. – Вопреки всему, сезон мы закончили хорошо. Планировали 8 спектаклей, поставили 7. Все они балаковскими зрителями были приняты хорошо. И «Панночка», и «Очень простая история»… Прекрасно прошли бенефисы Юлии Карелиной, Надежды Гурьевой и Александра Фирсова. Мы получили высокую оценку экспертов второго театрального конкурса-фестиваля среди профессиональных и любительских коллективов «Территория культуры РосАТОМа». Они приезжали в Балаково и отсмотрели три спектакля, особо выделив «Не покидай меня…»
Впрочем, оценивать уровень постановок – мое дело последнее. Пусть это делают зрители и критики. Моя первейшая задача – обеспечить работоспособность коллектива. Выжить в сезон помогли 200 тысяч, которые я с грехом пополам выбила у города. Хотя по закону о театре нам должны выделять постановочные 500 тысяч рублей ежегодно. Надеюсь, когда-нибудь такие времена наступят.
Несмотря на финансовые трудности, не было случая, чтобы сдача спектакля оказалась под угрозой срыва, не были готовы костюмы или декорации. Представители малого и среднего бизнеса сейчас сотрудничают с нами по гарантийным письмам. Это благодаря тому, что негативное мнение о театре как о ненадежном партнере, в корне изменилось – за последние годы мы ни разу не нарушили своих обещаний.
Зарплата сейчас выплачивается вовремя. Возможно ее повышение на 20 процентов. Это не бог весть что от мизерной актерской ставки, но все-таки... Еще один факт, который радует – в театре практически нет текучести кадров.
– Но и молодежи мало. Есть какие-то перспективы обновления состава труппы? – Вы предвосхитили новость, которой я с радостью поделюсь с читателями «Шмеля». Уже в августе театр примет на работу двух молодых актеров из театральной труппы города Березняки. Один позиционирует себя как герой комедийного плана, второй – герой-любовник. Нам как раз молодых актеров с такими амплуа и не хватает. Два имеющихся – Борис Прядко и Сергей Иванов – просто нарасхват и оба подают большие надежды, Борис к тому же учится на актерском отделении в Екатеринбурге. А профессионализм в нашем деле ценится особо, как и в любом другом.
– Обычно раз в год БДТ выступает с гастролями в соседнем Вольске. Будет ли соблюдена традиция в этом году? – Нет. И констатирую это с радостью. Не потому что нас плохо принимают в Вольске, а потому, что впервые в истории театра наша труппа поедет с гастролями в Саратов. Спектакли – три детских и три взрослых – пройдут на сценической площадке Саратовского ТЮЗа. С его директором Валерием Николаевичем Райковым мы познакомились на заседании коллегии минкультуры, итогом продолжительного разговора стала договоренность о таких гастролях.
Поездка запланирована на сентябрь и стала реальной возможностью благодаря помощи замминистра культуры области Натальи Ипатовой. Она организует нам проживание и договорилась о снижении арендной платы за использование сцены. Неделя жизни и работы в столице области – настоящий подарок балаковским актерам. Надеемся, что пристрастный саратовский зритель оценит наше творчество.
– Когда планируете открыть новый сезон? Что в нем будет примечательного? – Ориентируемся на двадцатые числа октября. Пока еще точно не решили, чем будем открываться. Возможно, спектаклем Леонида Алексеева «Восемь любящих женщин", он же готовит «Женитьбу Бальзаминова» по Островскому.
В общем, давайте подробнее поговорим об этом чуть позже. Потому что самое примечательное то, что к нам едет режиссер! Режиссер с именем и большим опытом работы – Михаил Мамедов.
Широкому зрителю он известен по сериалам «Улицы разбитых фонарей-8», «Паутина», «Путейцы». Выпускник ГИТИСа Михаил Мамедов работал в Театре им. В. Маяковского и Театре комедии, ставил спектакли не только в России, но и в Германии, Турции, Болгарии... Многие постановки талантливого режиссера стали лауреатами престижных фестивалей и конкурсов.
На наш выбор Мамедов представит пять комедий, две из них станут премьерами сезона. Я уверена, что знакомство и совместная работа с мастером станет живительной струей для труппы Балаковского драматического театра. Отрадно, что идею сотрудничества с мастером сцены одобрили и поддержали и в городском управлении культуры, и сама Ольга Мазунина.
– Как удалось «заманить» маститого режиссера в провинциальный театр? – Ну, вы хотите, чтобы я все секреты вам выдала… Мечта такая была давно. Мы с Михаилом Григорьевичем по телефону общаемся уже года два. Что привлекает его в работе на периферии? Жизнь в любом провинциальном городе дает срез положению дел российской глубинки в общем понимании. Без этих знаний, наблюдений в творчестве нельзя.
Еще красотами нашими волжскими заманила. Мамедову не в диковинку отдыхать за границей, но слова «Волга, рыбалка, леса, грибы…» не могли не подействовать на него. Ну и, конечно, мы сошлись в цене – она для нас вполне приемлема. А как сказал сам Михаил Григорьевич: «Я человек небедный, поэтому могу себе позволить поработать в провинции».
|